Известно, что многие женщины в древнем Китае активно изучали боевые искусства и слыли выдающимися мастерами. При дворе императора были женщины-телохранители, настолько же прекрасные, насколько и изощренные в практике убивать, использующие для этого любой предмет, будь то шпилька для волос или веер. Опытный лазутчик мог преодолеть любые преграды, но обойти очаровательных прислужниц, зорко охраняющих покой императора, ему не удавалось никогда.
Много женщин-монахинь в разбросанных по всей территории Китая даосских и буддийских монастырях практиковали ушу. И если мужчина в реальном поединке мог рассчитывать на свою физическую силу, то для женщины единственным шансом победить всегда было отточенное мастерство и филигранная техника.
Одной из таких женщин-воинов является Хуа Мулань, героиня китайской поэмы, которая выдает себя за мужчину и идет на войну, где сражается и командует войском не хуже мужчин. Поэма была написана в VI веке, и неизвестно был ли у Мулань реальный прообраз, но она и по сей день вдохновляет писателей и режиссеров, а на Венере в ее честь был назван один из кратеров. В 1988 году мастерами боевых искусств была утверждена форма Мулань-цуань, в которую входят комплексы с мечом и веером.
Китайцы считают, что первый веер на землю принесла Великая богиня ветра. Она много путешествовала по планете и исполнилась сочувствия и сострадания к тяжкой человеческой доле. Чтобы хоть немного облегчить ее, она подарила людям свой волшебный веер, чтобы любой человек, попав в беду, мог создать ветер и тем самым обратиться за помощью к Богине.
Как и все явления в нашей жизни, веер тайчи также имеет 2 стороны: декоративно-прикладная вполне очевидна, а как насчет использования веера в качестве оружия?
В Китае у боевых вееров вместо обычных деревянных ребер вставлялись острые металлические кинжалы. Работа с веером имеет много общего с практикой других видов оружия: в частности, в ней есть элементы биомеханики, использования инерции и силы тяжести, «опора» на веер. В то же время есть и определенная специфика, свойственная только этому виду оружия. Так, например, особое значение имеет звук, издаваемый веером при раскрытии. По легенде щелчок раскрывающегося веера отгоняет злых духов.
Техника владения веером разнообразна. В сложенном состоянии веер представляет собой прототип копья или даже меча, посредством которого можно бить, колоть, совершать секущие удары и выполнять захваты. В раскрытом виде веер можно использовать в качестве щита или использовать при отвлекающих маневрах, а также для закрытия обзора противнику.
Основной особенностью работы с веером является не столько выполнение каких-либо форм, сколько развитие умения соединять усилие веера с усилием тела так, чтобы веер стал продолжением руки.
Невероятно красивые и плавные движения чередуются со стремительными выпадами и хлопками, что делает этот комплекс особенно зрелищным, а сочетание грации и силы наглядно иллюстрирует принцип гармонии Инь и Ян.